DataLife Engine > Инноватика

Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Гомельского облисполкома

Отдел образования, спорта и туризма администрации

Железнодорожного района

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад № 170 Г.Гомеля»




СОГЛАСОВАНО

утверждаю

Начальник

Заведующий

отдела образования, спорта и туризма

ГУО «Ясли-сад № 170 г.Гомеля»

администрации Железнодорожного

района

______________ И.Р.Казимирова

______________ Н.В.Тимошенко.

«___»____________________ 2016

«_____»________________ 2016


Инновационный проект

«Внедрение модели формирования личностной и социальной идентичностидетей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа»



Общие сведения об инновационном проекте


Сроки реализации проекта: 2016 – 2019 г.


Научныеконсультанты:

Кадол Федор Владимирович, заведующий кафедрой педагогики УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины», доктор педагогических наук, профессор


Наумчик Виктор Николаевич, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», доктор педагогических наук, профессор


Финькевич Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и детской психологии учрежденияобразования «Белорусский государственныйпедагогический университет им. М. Танка»


Бройко Александр Васильевич, директор Центра православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой


Автор проекта:

Тимошенко Наталья Васильевна;

тел. рабочий - 8 (0232) 68 35 18, 68 35 53


База реализации проекта:


Государственное учреждение образования «Ясли-сад № 170 г.Гомеля»


Адрес: 246007 г.Гомель, ул. Советская, 165а.;

тел./факс 8 (0232) 68 36 18; тел. 68 35 53

email:ntvgomel@mail.ru



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.


Цель:

разработать и обосновать механизмы влияния духовно-нравственного воспитания на развитие личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста и профилактику моральных девиаций.


Задачи:

  1. провести теоретический анализ проблемы личностной и социальной

идентичности как психологической категории на основе изучения психологической и философской литературы;

  1. изучить особенности и возрастную динамику личностной и

социальной идентичности у детей дошкольного возраста;

  1. провести поиск и апробацию методик, направленных на диагностику

уровня развития мышления, социализации, личностные качества детей дошкольного возраста;

  1. раскрыть педагогический потенциал духовно-нравственной культуры

в современных условиях, ее роль в формировании и развитии личностной и социальной идентичности воспитанников через освоение ими лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов белорусского народа;

  1. сформировать у воспитанников способность к реализации

творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, гражданского самосознания, любви к Родине и белорусскому народу;

  1. разработать методические рекомендации по формированию

личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа;

  1. организовать работу ресурсных центров, обеспечивающих

психолого-педагогическое и социальное сопровождение, содействие в реализации инновационного проекта.


Участники инновационного проекта:

Воспитанники

Родители воспитанников

Педагогические работники учреждения дошкольного образования

Социальные партнеры


Предполагаемый результат:

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в развитии у детей дошкольного возраста личностной и социальной идентичности на православных традициях и ценностях белорусского народа.

Практическое значение проекта заключается в том, что полученные данные в результате работы позволят определить пути оптимизации процесса вхождения воспитанников в социум, предотвращая трудности в развитии их идентичности.

Результаты, полученные в ходе реализации инновационного проекта, могут быть использованы педагогами-психологами для повышения эффективности применения индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание о влиянии духовно-нравственных ценностей, а так же особенностей эмоциональности, развития интеллекта и креативности на становление идентичности детей, поможет точнее диагностировать и своевременно корректировать возникающие отклонения в развитии личности и социализации воспитанников.

Реализация инновационного проекта позволит:

общение и взаимодействие в группе), адекватно идентифицировать себя и окружающих, переносить приобретенные социальные навыки в реальную жизнь;

благополучие и создать внутренние предпосылки для дальнейшего личностного развития;

воспитанников с учетом индивидуальных потребностей, социального заказа;

дошкольного образования, повысить качество педагогического труда;

формирования личностной и социальной идентичности детей дошкольного и школьного возраста, включающее методику реализации педагогических задач.

учреждения реализующего единые для всех базисные приоритеты с опорой на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста;



Воспитанники:

духовно-нравственной культуры, приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

национальных культурных традиций: первоначальное представление о культуре, истории и жизни белорусского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

социальной идентичности воспитанников (гендерной, этнической, мировоззренческой, семейной) как фактора сохранения и укрепления их психологического здоровья;

в поведении и деятельности, созидательной направленности личности, основанных на православных ценностях и традициях белорусского народа;

воспитанника как условия и средства воспринимать, понимать собственное эмоциональное состояние, состояния других людей и адекватно на них реагировать;

Педагогические кадры:

решать проблемы через реализацию творческих идей на практике;

предметно-развивающей базы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;

оказание ему помощи в дальнейшем повышении педагогического мастерства, результативности педагогической деятельности, работы с детьми, родителями;

деятельности, основанной на связи с наукой, постоянном совершенствовании и высоких этических нормах;

учреждения образования по формированию личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста;

на запросы и оценки родителей;

образования города, республики, на международном уровне.


Родители воспитанников:

образования и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

как способ проявления мужественности и женственности, закреплению связей между членами семьи;

направленной на анализ собственного поведения и поступков ребенка;

устойчивости в ходе общения с ребенком;

работниками учреждения образования; возможность включения в общую систему работы с ребенком и общения с другими родителями.



АКТУАЛЬНОСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


Актуальность проекта определяется возрастающим вниманием психологов к процессу социализации воспитанников и формированию у них различных аспектов идентичности. Кардинальные социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, отразились в трансформации индивидуального и общественного сознания, в изменении содержания социальной идентичности, что не могло не сказаться и на процессе вхождения детей в мир взрослых, присвоении ими ценностей и нравственных эталонов, определяющих социальное поведение и взаимодействие людей.

В современном образовании целью и результатом деятельности педагога выступает ребёнок, как высшая гуманистическая ценность, обладающая гуманными чертами, дающими ему возможность жить, выживать, преодолевать и предупреждать конфликты в себе и в социуме, и сполна развивать свои способности.

В условиях агрессивной пропаганды и навязывания нам чуждых ценностей – культа наживы, разрушения семейных ценностей, вседозволенности – восточнославянские народы поставлены в современном мире перед выбором: отстаивать свою духовно-нравственную и культурную идентичность или превратиться в безликую и безвольную толпу потребителей массовой «культуры». Президент Республики Беларусь заявил с трибуны ООН: «Необходимо на деле признать, что мы все разные и что каждый народ, каждая страна имеет право на выбор своего пути развития. Именно в нашем многообразии – залог общего прогресса и успеха каждого».

В Республике Беларусь законодательно определены приоритеты духовного развития и роста человека. В «Кодексе Республики Беларусь об образовании» в статье 18 «Воспитание в системе образования» говорится, что одной из задач воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства».

Закон «О правах ребенка» направлен на «…обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации». Провозглашается право каждого ребенка на условия жизни, необходимые для его полноценного развития, на свободу вероисповедания, развитие своей общественной активности, получение соответствующей своему возрасту информации и свободу выражения мысли.

В Постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2015 № 82 «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи» указывается, что воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Воспитание отражает интересы личности, общества и государства.

Четвертая глава Концепции посвящена духовно-нравственному воспитанию, и оно направлено на формирование нравственной культуры личности и предполагает приобщение обучающихся к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего образования в 2015/2016 году» обозначено, что особое внимание в новом учебном году необходимо уделять созданию условий для духовно и нравственно здоровой, активной и творческой жизни подростков и молодежи.

Министерством образования совместно с Академией последипломного образования подготовлены Методические рекомендации по организации сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной Церковью; в рекомендациях определены основные направления работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и требования к их организации.

В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций и ментальных характеристик, образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей, появляются новые социальные нормы и установки, меняются личностные эталоны и идеалы

Эти изменения повлияли на обновление содержания системы дошкольного образования, которое сегодня ориентировано на развитие личности. Гуманистические перспективы современной Белоруссии вскоре востребуют собой личность, глубоко знающую себя, владеющую собой, самореализующуюся, т.е. творца своей субъектности и своей жизни.

Важным направлением развития воспитанника в учреждении дошкольного образования является его социальное развитие, которое предусмотрено Учебной программой дошкольного образования. При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества.

Серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию, которое затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семьи, соотечественникам и т. д.) и определяет направление и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.

Духовно-нравственное воспитание в учреждении дошкольного образования отражает духовный опыт, традиции православия без введения религиозной информации. Задачи его реализации опираются на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш. А.Амоношвили: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…».

Систематическое духовно- нравственное воспитание детей с самого раннего детства обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Идентичность формируется в условиях определенной социальной и культурной среды, окружающей личность. Человек четко отождествляет себя с определенной «своей» группой, и определяет себя через принадлежность к ней.

Специфика социальной адаптации в современных условиях и характер духовно-нравственной самоидентификации личности в современном обществе показывают, что на первый план все чаще выходит именно личностный аспект. Но этот личностный аспект свидетельствует о том, что личность часто оказывается не в состоянии по достоинству оценить, и тем более, творчески развить духовное наследство, которое ей достается.

На основании вышеизложенного, приобретает особую актуальность проблема выявления необходимых условий успешного формирования личностной и социальной идентичностивоспитанников. Ведущая роль принадлежит в данном аспекте системе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, основанного на ценностях отечественной культуры и ее культурно-историческом фундаменте.

Формированиеличностной и социальной идентичностирассматривается обязательным требованием к личностным достижениям развития ребенка, в качестве критериев сформированности которых выступают следующие качества:

личностной и социальной идентичности;

личности;

на созидание в социальных отношениях;

основанные на высоком уровне нравственного сознания и эмоционально-волевого развития личности;

конфликты и использовать миролюбивые формы их разрешения;

образа жизни.

Развитие этих качеств определяют:

и национальных ценностей как регуляторов его поведения в обществе.

В период с 2000 по 2006год временный научный коллектив под руководством Л.В.Финькевич, кандидата психологических наук, доцента кафедры общей и детской психологии УО «Белорусский государственный педагогический университет им.М.Танка» в рамках реализации республиканского экспериментального проекта разработал и научно апробировал программу «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на православных традициях белорусского народа».

В 2006г. программа прошла экспертизу Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. В 2007-2009гг. проведено инновационное внедрение программы в учреждениях образования – инновационных площадках Министерства образования Республики Беларусь, в том числе и в нашем дошкольном учреждении. Программа может быть использована по запросу родителей.

В ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования оптимистического типа мировосприятия детей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа» стало очевидно, что в связи с изменяющейся социальной ситуацией развития детей, новым содержанием идентичности, возникающим как у детей, так и у взрослых, крайне важно выявить основные тенденции становления личностной идентичности у современных воспитанников, содержания их «образа Я», представлений о будущем и своём месте в нём.

В связи с этим представляется, что исследование возрастных особенностей процесса становления личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста является значимой и актуальной проблемой, решение которой позволяет определить ведущие механизмы, влияющие на этот процесс.

Реализация инновационного проекта предусматривает включение в него воспитанника как субъекта собственной деятельности, субъекта личностного развития, субъекта преобразования социальной действительности. Проект даёт возможность решать проблемы формирования личностной и социальной идентичностидетей дошкольного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: ОПИСАНИЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ И РАЗРАБОТОК, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ СОЗДАН ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.


Дошкольное детство рассматривается в современной психологии как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. Развитие самосознания в дошкольном детстве, ведет к формированию жизненной позиции, отражающей способность к инициативной и сознательной организации в системе социальных отношений ребенка, его стремление определить себя и свое место среди других людей.

Не так давно в исследованиях появилось научное понятие «Я-концепция». Становление Я-концепции происходит постепенно в контексте социально-средового окружения, причем различные ее элементы развиваются в разное время. С самого рождения каждый человек является объектом отношений других людей, прежде всего своих родителей. Многие авторы считают первую «Я-концепцию» ребенка результатом родительского внушения, другие – что, по существу, беспомощный ребенок, полностью зависящий от родителей, принимает ее в акте наивной веры, основанной на безусловной любви к источникам своей жизни и благополучия. В любом случае семья оказывает на становление «Я-концепции» огромное влияние.

На протяжении дошкольного возраста самооценка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной. Изменяется и ее предмет. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутренних

состояний и, наконец, оказывается способным в особой форме осознавать свое социальное «Я», свое место среди других людей.

Изменения в развитии самооценки детей дошкольного возраста в значительной степени связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребенка, его деятельности, возрастающим к концу дошкольного возраста интереса к внутреннему миру. И на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов происходит качественный скачок в изменении оценки ребенком самого себя.

Если самооценка воспитанника целостна, то есть ребенок не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована.

Социальное развитие детей дошкольного возраста – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

Наибольшее влияние на социальное становление маленького гражданина оказывает его семья. Она ретранслирует накопленные многими поколениями ценности, знания, опыт и традиции, в частности православные ценности и традиции белорусского народа. Теплая атмосфера в семье, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

В процессе социального становления происходит формирование социальной идентичности, которая отличается на разных возрастных стадиях. Для младших детей дошкольного возраста – это видовая и семейная идентификация. В среднем дошкольном возрасте – видовая, семейная и половая. Для старших воспитанников – видовая, семейная, половая, этническая, национальная и правовая идентификация.

Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей, педагогов – познакомить его с лучшими человеческими творениями.

Термин «идентичность», впервые употребленный З.Фрейдом в 1926 году в этническом смысле, был положен в основу концепции Э. Г. Эриксона, согласно которой идентичностьэто чувство и осознание тождественности человека самому себе, целостности и непрерывности своего существования во времени и пространстве.

Последователи Э. Эриксона связывают идентичность с проблемой самоопределения человека и принятием им решений относительно себя и своей жизни (Дж. Марсиа, А.Ватерман).

В отечественной психологии исследования идентичности в большинстве своем проводились в рамках изучения проблемы самосознания и самоотношения (А.А. Налчаджян, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин. Н.И. Сарджвеладзе и др.). Близкое идентичности понятие самоопределения встречается в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной и др. В то же время сам термин «идентичность» стал применяться сравнительно недавно.

Понятие личностной идентичности содержится в работах Н.В. Антоновой, В.И. Павленко и др. Социально-психологические механизмы идентичности исследуют B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Е.М. Дубовская, Ю.Л. Качанов, О.А. Тихомандрицкая, А.К. Толмасова, В.А. Ядов и др.

Наиболее активно разрабатывается понятие этнической, национальной идентичности как составной части социальной идентичности личности в исследованиях А.И. Донцова, Л.Г. Ионина, И.С. Кона, Т.Д. Марцинковской, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиевой и др

Изучение зарубежных и отечественных источников позволяет рассматривать идентичность как личностное образование, являющееся компонентом структуры самосознания и выражающееся в переживании человека тождественности самому себе, его целостности и непрерывности во времени и пространстве.

Проблема возрастных границ этапов развития идентичности обсуждается в работах отечественных этнопсихологов (Т.Г. Стефаненко, О.Л. Романовой и др.). В исследовании ставится проблема взаимосвязи двух процессов - развития идентичности и становления индивидуального стиля социализации.

Под социализацией подразумевается процесс активного вхождения субъекта в социум, когда социальные нормы являются не только знаемыми, но и эмоционально принимаемыми, когда он находит социально приемлемое русло для проявления собственного «Я». Для этого вырабатывается своеобразный способ вхождения в общество, который можно назвать как «индивидуальный стиль социализации». Различные подходы к пониманию «индивидуального стиля жизни» разрабатывались А. Адлером, А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Салливаном и другими учеными, которые подчеркивали, что идентичность выполняет функцию сохранения относительного постоянства и целостности личности, и отбирает те установки и ценности, поступающие от социального окружения, которые соответствуют ее представлениям о самом себе.

Анализ представленных взглядов позволяет рассматривать становление идентичности и процесс социализации как два взаимообусловленных процесса. На протяжении всей жизни человек открывает себя и свое место в мире. На основе своих представлений о себе и ожиданий общества, у него формируется определенный способ вхождения в социум и осуществления в нем своего «Я», позволяющий ему в поисках своей идентичности найти соответствующую его ценностям и убеждениям группу, которая принимала бы и его.

Личностная и социальная идентичность – это принятие личностью, освоение и присвоение культурных норм и ценностей. Данный комплекс действий осуществляется изначально в процессе сознательного прогнозирования адаптационной среды и изменения (от этих результатов) своей адаптивной деятельности, умения находить новые адаптационные стратегии, ведущие к гармонизации внешнего и внутреннего приспособления к соответствующей ролевой идентичности личности в обществе.

Высшей фазой духовно-нравственной социализации личности является социальное творчество – процесс креативного развития и использования культурных норм и ценностей, накопленных и сохраненных духовным опытом прошлых поколений. В этой связи справедливо следующее суждение И.А. Ильина: «Судьба каждого отдельного человека, целых поколений и национальных культур зависит от того, живут ли люди духовным опытом, умеют ли они его ценить, развивать и творчески пользоваться источниками его… Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество в течение вот уже нескольких поколений пренебрегало источниками этого опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими…».

Следует принимать во внимание и другую важную область социальных отношений дошкольника – детское сообщество – дошкольную группу (Я. Л. Коломинский, В. В. Абраменкова, В. С. Мухина, Т. А. Репина).

В процессе национального, «народного» (К.Д.Ушинский) воспитания ребенок осваивает мир родной культуры; развивается его национальное самосознание. Именно К.Д. Ушинский полагал, что прежде всего человека следует знакомить с тем, что составляет национальное начало: родной язык, родная культура, родная музыка, родная природа, родная история.

Таким образом, проблема психологического здоровья личности детей дошкольного возраста апеллирует к исследованию вопроса формирования личностной и социальной идентичности на ранних этапах онтогенеза, роли значимых социальных связей и социальной ситуации жизнедеятельности ребёнка как факторов, опосредующих тип мировосприятия и индекс психологического здоровья ребёнка.



ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И НАПРАВЛЕНИЯ

ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ.

Процесс становления личностной идентичности имеет возрастные закономерности, выражающиеся в увеличении количества субъективных, личностных качеств в ее содержании, росте дифференцированности, удлинении временной перспективы и осознанности.

Существенными факторами, влияющими на развитие личностной идентичности являются уровень мышления детей и особенности процесса их социализации, при этом влияние мышления увеличивается с возрастом, в то время как роль характера социалиазации достаточно постоянна на всем протяжении старшего дошкольного возраста.

Особенности отношения детей к себе и целостности их представления о себе не имеют выраженных возрастных тенденций, при этом на целостность идентичности влияет соотношение терминальных и инструментальных ценностей в Я-реальном и Я-идеальном, где наблюдается тенденция к рассогласованию, увеличивающаяся с возрастом.

Существует достаточно тесная и устойчивая взаимосвязь между отдельными параметрами личностной идентичности, прежде всего, между адекватностью самооценки и степенью дифференцированности представлений детей о себе. Дифференцированность и адекватность сочетаются также с более высокой степенью осознанности и стремлением строить более широкие планы на будущее.

Использование традиций православной культуры оказывает значительное влияние на формирование у воспитанников дополнительного параметра психологического времени личности. Знакомство с историей православия способствует формированию духовного отношения к прошлому своего народа, позволяет ребёнку позитивно воспринять единство прошлого, настоящего и будущего своего народа и своё место в нём.

Формирование личностной и социальной идентичности – одна из самых сложных задач педагогики и психологии. Представленный инновационный проект строится на признании 3-компонентной модели «Я-концепции», включающей:

Когнитивный компонент– это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я".

Составляющими "Образа Я" являются:

Эмоционально-оценочный компонент– это самооценка образа «Я», которая может обладать различной модальностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Поведенческий компонентпостроение разных форм активности личности:

скачать софт
Вернуться назад