Шестой год жизни- хочу все знатьШестой год жизни – хочу все знать Вот ваш ребенок и переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст. Последняя ступенька перед школой. Конечно, кто-то пойдет в школу с шести лет, кто-то с семи, а кто-то аж с семи с хвостиком, все равно готовиться будут все. Всем предстоят разные испытания, все будут стараться, и родители, и дети, и мы, педагоги. В возрасте шести лет многие дети уже занимаются в кружках, секциях, центрах, но следует помнить, что иногда даже нагрузка детского сада становится слишком тяжелой для малыша. Перед тем как определять ребенка в центр или секцию, продумайте все «за» и «против», при необходимости посоветуйтесь с врачом, наблюдающим ребенка. Если проблемы с речью, то проконсультируйтесь с логопедом. Мы всегда советовали вам обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. На шестом году жизни эту деятельность мы продолжаем, но теперь нас интересуют более углубленные знания. Ребенку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идет о прилагательных в сравнительной степени (горячий-горячее, мягкий - мягче), о наречиях (быстро, медленно), о передаче оттенков цвета (светло-коричневый, синеватый).Вам придется предоставлять ребенку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать. Дайте ребенку пощупать теплую батарею, пусть степень ее нагревания обозначается словом «горячий». А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Попутно проводим инструктаж по соблюдению правил безопасности, что можно трогать и как, а что нельзя. Ребенок обычно и усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется помимо организации живого знакомства с названиями также учить ребенка живому общению со словом. Главная задача здесь: сделать так, чтобы ребенок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Вы даете малышу апельсин, весь кругленький, крепенький, упругий, солнечного, теплого цвета. А каким назовет его ребенок? На что, по мнению ребенка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребенка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин, гладит, сжимает, нюхает), создается и словами-призраками, и словами-предметами. На шестом году жизни объем стихотворений увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребенок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов. Так что старайтесь подбирать стихи, соответствующие уровню возможностей маленького человека. Если стихотворение учится с трудом, надо постараться облечь сам процесс в привлекательные для ребенка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чем говориться в стихотворении. Сделать это совсем не трудно, но зато ребенок прекрасно запомнит и хорошо себе представит содержание. Пора уже убедиться в том, что ребенок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые вы даете, будет здесь подспорьем: «Достань карандаш из-под книжки», «Вынь картинку из-за зеркала». Предложите ребенку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: «Откуда я достала ручку?» (из-под стола), «Откуда я вытащила куклу?» (из-за шкафа). Важно чтобы ребенок хорошо понимал, что вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребенку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи. Иногда родителей беспокоит, что ребенок, по-прежнему, допускает в речи грамматические ошибки: «нам дали много яблоков», «мы видели лошадев» и т. п. Такие ошибки, если они носят единичный характер, преодолеваются под влиянием речи взрослых, правильной и грамматически безупречной. Исправлять малыша нужно тактично, ни в коем случае не грубо, иногда между делом. Почаще обращайтесь к ребенку с просьбой оценить правильность высказываний других людей (в том числе и ваших собственных). «Верно ли я назвала картинку?», «Прав ли папа?», «Правильно ли сказала бабушка?» Речь здесь идет о речевых оборотах, об употреблении слов и выражений, о выполнении заданий, в которые вы, уважаемые родители, вовлекаете остальных членов семьи. Педагог – психолог Куцепалова И.А.
|
Категория: Консультации психолога
Добавил ysad170 6-12-2019, 10:33
Просмотров: 1 562