Конспекты занятий по образовательной области "Развитие речи и культура речевого общения"
Занятие для старшей группы
по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
"КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
Задачи:
Активизировать в речи детей имена существительные (названия планет, космос, звездочет, метеориты, комета, телескоп).
Совершенствовать умение произносить звуки [л], [л'], [з], [з'], [р], [к], [д] в словах и фразовой речи, дифференцировать мягкие - твёрдые согласные.
Закреплять у детей навыки правильного звукопроизношения; умение определять место звука в словах и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Упражнять в умении согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
Упражнять в чётком проговаривании слов, регулируя темп речи и силу голоса.
Упражнять в составлении сюжетного рассказа, опираясь на схему- модель.
Развивать интонационную выразительность речи, слуховое восприятие, речевое творчество детей.
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Содействовать воспитанию у детей нравственных качеств личности
( доброта, умение сопереживать).
Материал:
Декорация звёздного неба, макет космической ракеты, элементы костюма космонавта, конверт, схема-модель письма, карточки с картинками на определение места звука в слове (дидактическая игра «Ракета»), карточки с предметными картинками для определения твердости (мягкости) звука (дидактическая игра «Твердый – мягкий»), предметные картинки с изображением продуктов (дидактическая игра « Подбери продукт на заданный звук»), карточки с предметными картинками названия, которых похожи по звучанию (дидактическая игра «Рифмовки»), силуэты звёзд с зажимами, магнитофон, фонарик.
Предварительная работа: беседа «Воздушный транспорт», рассматривание иллюстраций энциклопедии « Космическая азбука», дидактические игры на развитие фонематического слуха, слухового восприятия, разучивание скороговорок и чистоговорок.
Ход занятия:
Воспитатель (В.). - Ребята, сегодня утром почтальон принес нам заказное письмо? (показывает).
В. - Интересно, а кто его нам прислал?
(Дети рассматривают конверт, высказывают свои предположения).
В. - Да, наверное, это письмо пришло из космоса. Давайте посмотрим, что там внутри и всё узнаем.
(Воспитатель открывает конверт, вынимает схему – модель письма, дети рассматривают).
В. - Какое необычное письмо. Наверное, это послание от жителей другой планеты, давайте попробуем расшифровать его.
(Дети высказывают свои предположения о рисунке, воспитатель обобщает).
В. - Вот мы и догадались, что это жители «Доброй планеты» просят нас о помощи. Космические пираты забрали звёзды около этой планеты и рассыпали их возле других планет. Теперь на «Доброй планете» темно и неуютно. Поможем, вернуть звёзды? Тогда отправляемся в волшебное космическое путешествие.
В. - А на чём можно полететь в космос?
(Ответы детей).
- Давайте сегодня мы полетим на ракете - в космос навстречу приключениям.
В. - А космос огромный как…(высказывания детей - как море, как небо…), холодный как…, тихий как…, красивый как…, опасный как…, волшебный как…
В. - Молодцы! Сколько интересных сравнений вы знаете о космосе.
- А сейчас приготовимся к полёту.
(Дети надевают элементы костюма космонавта)
Окрашен космос в тёмный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И солнце и луна,
Вы готовы?
Дети: Да!
В. - Занимайте свои места в ракете. Я буду капитаном, а вы моими помощниками - космонавтами. Наша ракета готова к старту.
- Перед вами бортовые компьютеры. Они помогут нам запустить реактивный двигатель. Внимание, запускаем по слову «старт». Покажите на своём компьютере, где находится звук «с» - в начале, в середине или в конце слова. Молодцы, у всех получилось, взлетаем!
(звучит музыка, дети делают пальчиковую гимнастику «Летит ракета»).
- Летит в космической дали (ладони сложены треугольником)
Стальная ракета (движения рук влево - вправо)
Вокруг земли (изобразить пальцами шар)
И хоть малы её окошки (большим и указательным пальцем сделать круг)
Всё видно в них как на ладошке: (правую ладонь приставить к голове)
Степной простор, (гладим одной ладонью другую)
Морской прибой (волнообразные движения руками)
А может быть и нас с тобой (двумя руками притронуться к груди).
В. - Вот мы и прилетели на первую планету - «Планету Незнаек»
(Воспитатель направляет луч фонарика на первую планету).
- Выходим из ракеты. Жители этой планеты всё делают неправильно, они в словах меняют один звук на другой, и поэтому ничего не понятно. Давайте поможем им подобрать слова подходящие по смыслу.
Водитель вовсе не простак -
Налил бензина полный МАК. В. - А как правильно нужно сказать? Какой звук нужно заменить?
Дети: - Не мак, а бак, звук М на звук Б.
Сяду с книжкой на кровать,
Поскорей начну ЧИХАТЬ (ЧИТАТЬ). Лает из ДУДКИ (БУДКИ) собака.
Видно, она забияка Поцарапалась Алёнка!
Дайте ВАЗУ (ВАТУ) и зелёнку! РАКЕТЫ (ПАКЕТЫ) с молоком нёс Рома:
- Скорей бы уж дойти до дома! На почту очень я спешу -
КОНЦЕРТ (КОНВЕРТ) для писем попрошу. В. - Молодцы, вы назвали нужные слова, и теперь на этой планете всё будет правильно.
- В благодарность жители дарят нам чистоговорку: да-да-да, горит… Какая-то незаконченная чистоговорка. Давайте мы придумаем её окончание
(Дети придумывают свои варианты).
- А теперь эту чистоговорку произнесет Арина от имени какого-нибудь животного или птицы, а мы будем отгадывать, кого она задумала.
(Ребёнок произносит чистоговорку низким, грубым голосом «как медведь» и т.д.)
- А как эту чистоговорку могут произнести жители этой планеты?
(Варианты детей).
- Жители «Планеты Незнаек» дарят нам звезды, которые забрали космические пираты, и мы продолжаем наш полёт.
В. - Садитесь в ракету. Внимание, запускаем двигатель по слову «полёт». Покажите на своём компьютере место звука «л’». Молодцы, взлетаем! (звучит музыка).
В. - А летим мы на планету «Умней-ка», жители которой всё знают и умеют. Вот мы и прилетели. Выходим из ракеты.
- Жители планеты хотят узнать, какие вы сообразительные и находчивые. Они оставили для вас задание: нужно определить первый звук в названии каждой картинки. Если звук согласный, то нужно определить какой он - твёрдый или мягкий. Если вы выделили звук, но не знаете каким цветом его обозначить - потрогайте пальчиком цветные квадраты - они вам помогут.
(Дети выполняют задание).
В. - Все вы справились с заданием - жители этой планеты тоже дарят нам звёзды для «Доброй планеты».
- Нужно лететь дальше,неизвестно что нас ждёт нас на пути- какие препятствия нам нужно предоолеть. А какими должны быть космонавты?
Дети. - Сильными и смелыми.
В. - А помогает им в этом космическая зарядка. Давайте и мы с вами сделаем такую зарядку.
(Дети выполняют движения и произносят соответствующий текст).
На Луне жил звездочёт (смотрят в «телескоп»),
Он планетам вёл учёт: (указательным пальцем «считают»),
Меркурий - раз (описать круг руками),
Венера - два (хлопок),
Три - Земля, четыре - Марс (присесть),
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн (наклон вправо - влево),
Семь - Уран, восемь - Нептун (руки вперёд, на пояс),
Девять - дальше всех Плутон (прыжок)
Тайною окутан он. (руками обвести круг).
В.- Мы так долго летели и немножко проголодались. Нужно подкрепиться, а то у нас совсем не будет сил. Девочки возьмите те тюбики с продуктами, в названии которых есть звук «Р» , а мальчики - звук «К». А потом девочки проверят своих подружек, мальчики - своих друзей.
(Дети выбирают).
В.- Подкрепились, летим дальше, занимайте места в ракете. Включаем автопилот и давайте немного отдохнём - закройте глазки и прислушайтесь, что можно услышать в космосе?
(Звучит музыка).
- Так что же вы услышали, ребята?
(Ответы детей)
- Молодцы, вот, сколько интересного вы услышали: и шум падающих звёзд, и пролетающих метеоритов ...
- А впереди нас встречает «Планета Друзей».
В. -Ребята на этой планете живёт много друзей. Но они поссорились, давайте их помирим.Нужно на ваших карточках соеденить между собой слова похожие по звучанию.
(Дети выполняют задание).
В. -А чтобы жители этой планеты больше никогда не ссорились, мы придумаем про них стихотворение.
(Дети сочиняют стихотворение-рифмовку на оределённые слова).
- Жителям планеты очень понравились стихи и они дарят нам звёзды для «Доброй планеты».
В. - А теперь мы отправляемся в полёт дальше. Садитесь в ракету. Но что-то ракета не взлетает. И тут нас ждёт испытание - нужно вспомнить знакомые вам скороговорки. (Воспитатель показывает рисунок, дети произносят соответствующую скороговорку).
А эту скороговорку мы будем произносить по-разному: тихо - громко, быстро - медленно:
Зажглась зелёная звезда
Запустят звездолёт туда!
В. - Ну вот, все системы у ракеты работают, летим дальше. А впереди совсем темно, наверное, мы приближаемся к «Доброй планете». Выходим из ракеты. Давайте возьмем наши звёздочки и вернем их «Доброй Планете» (Дети прикрепляют звезды возле планеты).
- Как сразу стало красиво и уютно!
В. - Молодцы, ребята. Мы помогли «Доброй планете». Ну, а нам нужно возвращаться на нашу планету Земля.
- Садитесь в ракету - полетели, а пока летим, давайте попрощаемся с космосом и его частичками- до свидания звезда, до свидания планета.
(Звучит музыка).
В. - Вот мы и прилетели на Землю. Выходим из ракеты. Космическое путешествие закончилось.
- Дети Вам понравилось наше путешествие?
- А что больше всего Вам понравилось?
(Ответы детей).
- А как вы думаете, правильно мы сделали, что помогли планете?
- А всегда ли нужно помогать тому, кто нуждается в помощи?
(Ответы детей).
В. - Молодцы.
Пожалуйста, подождите
Занятие для средней группы по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
"ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖАРКИЕ СТРАНЫ" Задачи:
üразвивать познавательный интерес, монологическую и диалогическую речь, логическое мышление, зрительную память;
üобобщить и расширить представления детей о животных жарких стран,
üзакреплять умение узнавать и называть их;
üзакреплять умение образовывать существительные родительного падежа;
üвоспитывать чувство симпатии и эмпатии к представителям животного мира.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный экран и проектор, мяч.
Ход занятия
1.1. Игровая ситуация
Задачи: создать положительный микроклимат в начале занятия; мотивировать детей на предстоящую деятельность.
- Здравствуйте! Ребята, к вам в гости сегодня пришли Степашка и Хрюша. (Степашка здоровается)
- Они приглашают вас отправиться в кругосветное путешествие в жаркие страны.
- Ребята, в путешествии нам пригодятся специальные предметы, а какие - вы должны отгадать.
1.2. Загадки:
Задачи: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.
Слушайте первую загадку
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны
(глобус; педагог рассказывает, что глобус - это картографическое изображение земли).
На ладонь он ляжет весь.
Не часы — а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(компас; педагог обращает внимание на цвета на стрелках).
Наведёт
Стеклянный глаз,
Щёлкнул раз —
И помнит нас.
(фотоаппарат; педагог рассказывает о преимуществе и гуманности фотоохоты).
- Конечно, ребята, все эти предметы нам пригодятся в пути. Итак, в путь. Ребята, я кого- то вижу. Это какое-то животное жарких стран. Попробуйте отгадать.
2.1. Дидактическая игра «Угадай по описанию» (с использование схемы)
Задачи: формировать умение отгадывать объект живой природы по описанию; формировать умение самостоятельно составлять описательный рассказ с опорой на схему.
1.Это животное ходит по земле, имеет четыре большие ноги, огромное туловище, маленький хвост, на голове большие уши и хобот, питается растениями и плодами, живет в жарких странах. Кто же это? Правильно, слон. А как вы догадались, что это слон?
2. - Кто же следующий? Он ходит по земле, у него четыре ноги, небольшой хвост, два горба, питается растениями, их корнями, живет в жарких странах. Кто же это? По какому признаку вы догадались, что это верблюд?
3.- Следующее животное - ходит по земле, у него четыре лапы, длинный хвост - на конце с кисточкой, на голове есть пушистая грива, питается мясом, живет в жарких странах.
- Правильно, это лев. Он является хищником, т.к. питается, в отличии от предыдущих животных, мясом.
4. - А сейчас, пусть кто-нибудь из вас попробует описать животное. Педагог загадывает жирафа (сказать ребенку на ухо).
- Ну что, ребята, кто же это? Правильно, это жираф. Жираф является самым высоким животным на земле. Его средний рост пять метров.
Длина шага жирафа - 6-8 метров. У него самое большое сердце из всех наземных животных.
- Вот вы и узнали кое-что новое о жизни животных жарких стран.
2.2. Дидактическая игра «Кого не стало?»
Задачи: формировать умение образовывать существительные родительного падежа единственного числа суффиксальным способом; развивать зрительную память.
- Смотрите внимательно на экран и запоминайте, кто на нем изображен... А сейчас, кого не стало? (На экране изображения льва, крокодила, слона, верблюда). Правильно, а сейчас? (На экране бегемот, носорог, тигр, жираф) и.д. Молодцы!
2.3. Музыкальная игра-имитация «Жирафы, зебры и слоны…»
- Ребята, пришла пора размяться, подойдите ко мне, станьте в круг... - Становитесь, друг другу улыбнитесь...
- Молодцы! Как здорово у нас получилось! Есть еще у меня игра для вас. Для этого мне нужен мяч. Ребята, у каждого животного есть детеныши.
- Сейчас я проверю, знаете ли вы их названия.
2.4. Дидактическая игра с мячом «Детёныши»
Задачи: формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательное существительное суффиксальным способом (тигр – тигренок, слон – слоненок…)
- Степашка, посмотри какие у нас умные ребята. Что-что ты говоришь? Ребята, Степашка придумал для вас еще одно интересное задание. Возвращайтесь на свои места…
2.5. Дидактическая игра с мячом «Собери разрезанную картинку»
Задачи: развивать целостное восприятие, обогащать представления о животных; воспитывать умение взаимодействовать в парах.
-Перед вами тарелочки с карточками. Ваша задача, в паре с соседом, составить картинку животного и назвать его.
- А Степашка посмотрит, как вы дружно работаете по парам. Ведь наша группа дружная, ребята? (Выполнение; воспитатель следит за осанкой, поощряет тех, кто справляется быстрей, подбадривает остальных; осуществляет индивидуальный подход к неуверенному ребенку)
- Молодцы! (Степашка хвалит детей)
3.1.Релаксационная игра «Африка»
- Ребята, а сейчас внимание на экран. Выполним с вами веселую гимнастику. Следите за изображением на экране...
3.2. Рефлексия
- Ну что ребята, понравилось вам путешествовать с Хрюшей и Степашкой? Тогда в следующий раз мы с вами отправимся в новую страну, согласны?
Занятие для средней группы
по образовательной области
«Развитие речи и культура речевого общения»
"ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА" |
Категория: ---
Добавил ysad170 20-01-2020, 09:45
Просмотров: 11 368