Готовность к школеГотовность к школе Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Личностная готовность Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполангает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра. Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. От того, как ребенок готов к школе, как пройдет его первоначальный старт, первое знакомство с новыми условиями, включение в новую деятельность, примерка новой роли, зависят его дальнейшие успехи. Именно на данном этапе формируется внутренняя установка к школе, представления о ней, о себе и своих возможностях. Эта установка и влияет на успешность всех начинаний ребенка в рамках школьного обучения. Для успешного обучения к моменту поступления в школу ребенок должен иметь определенный уровень личностного, умственного и физического развития. Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, умственное развитие определяет педагогическая готовность к школе, мы же поговорим о личностной готовности. Из всех характеристик и особенностей личности ребенка мы выделяем три основных параметра, сформированность которых является наиболее важной для успешного включения ребенка в новые условия школьной деятельности. Этими характеристиками являются: умение строить адекватные системе обучения отношения с взрослым; умение общаться со сверстниками; отсутствие заниженной самооценки и страха неудач. Кризис семи лет Говоря о готовности ребенка 6—7 лет к школьному обучению, мы прежде всего вспоминаем про необходимые для учебной деятельности знания, умения и навыки, уровень их форсированности и развития и часто забываем о таком важном показателе, как возрастное созревание, то есть появление у ребенка определенных черт, которые характеризуют наступление кризиса 6—7-летнего возраста и без которых эффективное овладение учебной деятельностью невозможно. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется, становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Кризис 6—7 лет — это, прежде всего, утрата детской непосредственности, разделение внутренней и внешней стороны жизни ребенка. Это говорит о появлении определенного барьера между переживаниями и действиями ребенка. Изменяется оценка ребенком окружающего мира и отношений. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и к учению, как новой социально значимой деятельности. Конечно, иногда это стремление имеет и другое конкретное выражение: например, стремление выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощниками в семье и т. д. Но психологическая сущность этих стремлений остается той же: старшие дошкольники хотят занять новое положение в системе доступных им общественных отношений и проявить себя в новой общественно значимой деятельности. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития, когда у ребенка появляется осознание своего социального «Я». Отныне внешние воздействия не воспринимаются непосредственно, а преломляются через внутреннюю структуру ранее сложившихся психологических особенностей. И уже новообразованная личность ребенка определяет всю его деятельность. Появление этого интеллектуального момента между переживанием и непосредственным поступком приводит к появлению в поведении ребенка таких черт, как манер- ничание и кривляние, необоснованные капризы, нелепости, нарочитости. Это простое следствие появления таких новообразований, как самооценка, самолюбие. Ребенок приспосабливается к новым переживаниям. В этом возрасте перестраивается весь характер переживаний, впервые выстраивается обобщение переживаний (аффективное обобщение), возникают обобщенные чувства. Все эти новообразования являются необходимым условием эффективной учебной деятельности. Подытожим основные из них: 1. Осознание ребенком расхождения между его объективным общественным положением и его внутренней позицией приводит к появлению школьной мотивации — желания заниматься общественно значимой деятельностью. 2. Появление интеллектуального осмысления между переживанием и действием, утрата детской непосредственности. Это основа формирования такого необходимого условия школьной деятельности, как произвольность поведения. Поведение ребенка уже направляется не сиюминутными желаниями, а правилами и условиями: необходимо сидеть за партой, пока не кончится урок, писать вместе со всеми, слушать учителя, вовремя, а не тогда, когда хочется возвращаться в класс. 3. Осознание своих чувств и переживаний (выражения «я сердит», «я добрый» теперь осмыслены для ребенка) приводит к новым отношениям к себе. Ребенок может прогнозировать ситуацию: если я не выполню задание, меня пожурят и я огорчусь. Таким образом, появляется внутренний стимул действия, а не только внешний (воспитательница / мама сказала...) 4. Появление аффективных обобщений (обобщенных переживаний, чувств). Дошкольник переживает неудачи или успех ровно столько времени, сколько необходимо для того, чтобы новый интересный предмет возник в поле его зрения. Младший школьник стремится соответствовать желаемой для него постоянной (!) внутренней оценке: я успешен, если я справляюсь с новой деятельностью. Таким образом, как мы видим, без созревания этих необходимых новообразований мы не можем говорить об успешности предстоящей учебной деятельности, каким бы ни был накопленный уровень знаний ребенка. При этом стоит отметить, что наступление кризиса 6—7 лет необязательно связано именно с эти возрастом. Развитие ребенка гетерохронно (неравномерно по времени), и кризис может наступить как раньше этого возраста, так и позже. Как, наблюдая ребенка, определить наступление кризиса? Симптоматика его такова: - яркие изменения поведения: манерничание, кривляние, паясничание, клоунада; -длительность переживаний: ребенок может высказать обиду или свое отношение к произошедшему спустя сутки; - появление «трудностей воспитания»: ребенок не слушается, сам себе на уме, «отталкивает» взрослого; - ребенок высказывает активное желание заниматься общественно значимой деятельностью, и не потом («когда вырасту я буду...»), а сейчас: оказание помощи, требование признания результатов своей деятельности, даже если это уже давно знакомая ребенку деятельность. Созревание психики происходит индивидуальными темпами. Оно не сводится к знаниям, которые мы даем ребенку, к формируемым умениям и навыкам. Однако на своевременное созревание личности можно повлиять. Вот несколько факторов, оказывающих влияние на скорость созревания новообразований, предшествующих кризису 6—7 лет. Богатство социального окружения: множество контактов со сверстниками, более старшими и более младшими детьми (осознание своего отличия от них). Настольные и подвижные игры с правилами. Такая простая игра, как «Штандер», например, требует проявления интеллектуального момента между желанием и действием (изменение шага, движение только определенным шагом). Разговоры об эмоциях. Желательно сопровождать наглядными изображениями определенных эмоций (можно использовать фотографии, иллюстрации к сказкам). Предложить ребенку проигрывать новые эмоции: показать мимикой, высказать словами, найти на картинке. Игра в школу: направление внутреннего поиска новой социально значимой деятельности в необходимое русло. Ребенку надо не только узнать о том, что такое школа, но и попробовать себя в новой роли: собрать портфель (можно соревнуясь на скорость и правильность с мамой), поднимать руку, отвечать урок и задавать его в роли учителя. |
Категория: Будущему первокласснику
Добавил ysad170 14-05-2020, 17:03
Просмотров: 1 461