Дышим правильно. Тренируем язычок.Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. 2. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. 3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положений). 5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Организация проведения артикуляционной гимнастики. 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Показывает его выполнение. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. 5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Упражнения для губ. 1. "Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3. "Хоботок" - Вытягивание сомкнутых губ вперед. 4. "Бублик", "Рупор" - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. 5. "Трубочка", "Бублик", "Улыбка", "Хоботок" - Чередование положений губ. 6. "Кролик" - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Упражнения для развития подвижности губ: 1. Покусываниеи почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 3. «Пятачок».Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 4. «Рыбки разговаривают».Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 5. Сжать большим пальцами указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя». 7. «Уточка».Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 8. «Недовольная лошадка».Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Если губы совсем слабые. · Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту. · Удерживать губами карандаш, пластмассовую трубочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат). · Удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть. Упражнения для губ и щек 1. Показывание, похлопывание и растирание щек. 2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. «Голодный хомячок.» Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Статические упражнения для языка. 1. «Птенчики».Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. «Лопаточка».Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. «Чашечка».Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. «Иголочка», («Стрелочка», «Жало»).Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. «Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. «Трубочка».Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. «Грибок».Рот открыт.Язык присосать к нёбу. Динамические упражнения для языка. 1. «Часики», («Маятник»).Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. «Змейка».Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 3. «Качели».Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 4. «Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 5. «Почистить зубы».Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти. 1. «Трусливый птенчик».Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 2. «Акулы».На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 4. «Обезьяна».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 5. «Сердитый лев».Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков. |
Категория: Специальное образование
Добавил ysad170 9-12-2019, 08:49
Просмотров: 1 950