Газета "Аистенок" №4
Вечера
будних и выходные в жизни вашего ребенка
всецелое принадлежит вам, самым близким
и дорогим для него людям. Чем заняться
с ребенком в это время?
Вашему
вниманию предлагаю игры, которые помогут
удержать ребенка на месте.
1.«Жуки»Ребенок
сидит на полу по-турецки, родитель
произносить:
-ж
сказал крылатый жук, -посижу
Ребенок
обнимает себя за плечи, произносит:
«Поднимусь, полечу; громко, громко
зажужжу». Разводят руки в стороны и
перемещаются по залу с произнесением
звуков « ж» (2-3 мин.)
2.«Медвежонок»
Ребенок
ложится на спину, руки под головой;
выполняют глубокий вдох через нос, на
выдох «похрапывает». Родитель комментирует:
«Медвежата спят в берлоге….» « Мишка
проснулся, потянулся, перевернулся».
Ребенок выполняет движения,
потягивается, сгибает ноги в коленях к
животу, выполняя при этом глубокий выдох
через нос; переворачивается и …опять
«засыпает, похрапывая»
3.«Хомячки»
Ребенок
и родитель сильно надувают щеки, «как
у хомячков» (дышат через нос) и ходят по
комнате. По сигналу кулачками надавливают
на щеки, выпуская при этом воздух черезрот
«щеки, как у детей». Игра повторяется
5-6раз.
4.«Чей
самолет улетит дальше»
Ребенок
и родители располагаются на одной линий;
у каждого в руках бумажный самолетик.
По команде «запускают» самолетики как
можно дальше.
5.«
Мама обнимает меня»
Вдох
носом, руки, развести в стороны, задерживаем
дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так
крепко, как мама обнимает вас.
6.Уличный
разведчик.
Назовите
ребенку первую букву алфавита и покажите
вывеску или надпись на рекламном щите, в
которой встречается эта буква (например,
«Аптека»). Предложите ему найти другую
вывеску, где есть такая же буква. Тот,
кто не сможет найти подходящую надпись,
пропускает ход. Эта игра развивает у
ребенка произвольное внимание,
наблюдательность.
7. Разноцветное
меню.
Предложите
малышу составить меню из продуктов
одного цвета. Для начала определите,
сколько продуктов будет входить в меню.
Например, «Красное меню» из 3-х блюд.
Помидор, перец, свекла. Эта игра
помогает развить логическое мышление
и воображение. Способствует сенсорному
развитию, усвоению сенсорного эталона
цвета.
8. Угадай-ка!
Возьмите
несколько предметов и внимательно
рассмотрите их с ребенком. Завяжите
ребенку глаза шарфом. Заверните один
из предметов в платок и предложите на
ощупь определить, что он держит в руках.
А теперь ваша очередь угадывать. Эта
игра развивает тактильное восприятие,
мышление и воображение.
9. Маленький
Шерлок-Холмс.
Поставьте
перед ребенком 5-7 предметов. Предложите
ему хорошо их рассмотреть и запомнить.
Затем попросите его отвернуться или
крепко закрыть глаза, а сами уберите
один предмет. Теперь ребенок должен
назвать исчезнувший предмет и описать
его. Потом ваша очередь запоминать
предметы. Игра помогает развить
память, внимание и мышление.
10. Что
любит Огненный дракон?
Предложите
ребенку представить, будто к вам в гости
должен прийти сказочный герой. А гостей
нужно обязательно угощать. Пусть малыш
подумает, чем угостить сказочного героя.
Например, дракону нужно есть очень много
перца, чтобы лучше полыхать огнем. Чем
угощать Снежную королеву, Карлсона,
Буратино и т.д. Развивается логическое
мышление, воображение.
Помните!
Время, потраченное на общение с ребенком,
вознаграждает нас, взрослых, глубокой
детской привязанностью.
Клуб
семьи. Консультация для родителей:
«Характер
ребёнка зависит от вас».
Мы
часто произносим слово "характер"
и уже привыкли к нему. Каждый, опираясь
на свой опыт, понимает под характером
определенное сочетание индивидуальных
особенностей человека. Основными
свойствами характера принято считать
три группы качеств, проявляющихся в
отношении к деятельности, какому-либо
поручению (трудолюбие, добросовестность,
настойчивость, усидчивость,
самостоятельность); в отношении человека
к самому себе (гордость, чувство
собственного достоинства) и к окружающим
(заботливость, отзывчивость, доброта,
чуткость).
Названные
качества одинаковы по важности и
воспитываются одновременно. Можно
воспитать у ребенка самостоятельность
и чувство собственного достоинства, но
одновременно и равнодушие. Такое
сочетание качеств довольно распространено.
Бывает и так, что ребенок и чуткий, и
добрый, но не способный довести до конца
ни одного дела, не может поставить перед
собой цель.
Характер
ребенка не предопределен наследственными
свойствами нервной системы. Различные
сочетания свойств позволяют выделить
неодинаковые индивидуальные особенности
в поведении и деятельности ребенка.
Особенности нервной деятельности могут
и затруднить, и помочь воспитать
определенные свойства характера. Так,
у очень чувствительного ребенка труднее
воспитать самообладание, чем у ребенка
уравновешенного. У возбудимых детей
труднее воспитать усидчивость, чем у
детей медлительных.
Помните,
что все дети, независимо от их
индивидуально-психологических
особенностей развития, нуждаются в
целенаправленном влиянии взрослого,
сознательно использующего различные
методы и приемы для формирования
определенных черт характера ребенка.
У всех дошкольников воспитывают
устойчивые нравственные чувства,
нравственные мотивы поведения, послушание
и любознательность, активность. Однако
в воспитании детей с различными
индивидуальными особенностями важно
опираться на положительные особенности
высшей нервной деятельности, изменяя
при этом нежелательные их проявления.
Так,
у подвижных, уравновешенных детейособое внимание обращают на воспитание
устойчивых интересов, устойчивых
нравственных мотивов поведения. Если
эта задача воспитания будет решаться
правильно, то у ребенка появится
терпеливость, упорство, которого до сих
пор не было, и умение доводить начатое
дело до конца, даже если оно ему не
интересно. Воспитание нравственных
чувств позволит ребенку сознательно
выполнять правила и требования взрослых,
предупредит развитие таких качеств,
как легкомыслие и самоуверенность.
В
воспитании детей другого типа - возбудимых,
неуравновешенных- родители предупреждают их вспыльчивость,
воспитывают самообладание, настойчивость,
умение правильно оценивать свои силы,
обдумывать решения и этапы своей
деятельности.
Взрослые
должны быть и требовательными и
терпеливыми. Требуя от детей послушания
и предупреждая вспыльчивость и упрямство,
ребенку объясняют обоснованность того
или иного требования, необходимость
выполнения правил. Взрослые не уговаривают,
а объясняют, оставаясь требовательными.
Если ребенку дается поручение, он
проговаривает его вслух, объясняя, что
он будет делать, что ему для этого
необходимо, на какие части разделить
поручение, чтобы его легче было выполнить,
какие могут встретиться трудности и
как их избежать. Не забывайте иногда
подходить к нему - ребенку может
понадобиться ваша помощь. Не надо бояться
доверять ребенку, но следует оказывать
ему и необходимую помощь. Дошкольнику
можно поручить накрыть на стол, когда
пришли гости; можно попросить сходить
к соседям с какой-либо просьбой. Подобные
поручения требуют от ребенка внешней
и внутренней собранности, сдержанности,
вежливости, то есть тех качеств, которых
ему и не хватает; взрослые высоко
оценивают именно эти качества, проявленные
неуравновешенным ребенком, для того
чтобы они стали устойчивыми чертами
характера.
Необходимы
также специальные игры, направленные
на развитие целенаправленного внимания
и сдержанности. Такие игры часто
предлагаются в литературе, их можно
придумать и самим. Это могут быть
упражнения с различными предметами в
любой обстановке. Например, по дороге
в детский сад можно поиграть и игру
"Называем все вокруг" с условием,
что, как только встретится прохожий,
нужно замолчать.
В
воспитании медлительных детей особеннообращается внимание на формирование у
них активности, инициативности,
любознательности. У медлительных детей
развивают умение быстро переключаться
с одного дела на другое.
С
такими детьми особенно часто совершают
прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк,
цирк. Воображение медлительных детей
постоянно будят, включая их во все
события семейной жизни. Это способствует
созданию привычки быть всегда занятым,
активным. Если ребенок делает все очень
медленно, важно быть терпеливым, не
раздражаться. Полезно делать с ним
что-то наперегонки, стараясь дать ему
ограниченное время для выполнения
поручения. При этом можно отсчитывать
время (например, при одевании), или
напомнить ребенку о том, что собирались
почитать ему книгу, посмотреть мультфильм,
но из-за его медлительности можно не
успеть сделать этого. У детей развивают
точность, ловкость, быстроту движений.
С медлительными детьми чаще играют в
подвижные игры, требующие этих качеств.
В
воспитании чувствительных, ранимых
детей строго
соблюдают режим дня, дают малышу только
посильные задания и вовремя помогают
ему.
Обращения
к ребенку отличаются особой чуткостью,
мягкостью, ровным, доброжелательным
тоном, доверием к его силам и возможностям.
Если что-то поручается, то следует
помнить, что ему нужно время на подготовку
рабочего места, что поручение будет
выполняться очень тщательно. Поэтому
не следует раздражаться, если ребенок
будет обращать внимание на мелочи.
У
ранимых детей воспитывают веру в свои
силы, инициативность, самостоятельность,
общительность. При посторонних нельзя
обращать внимание на проявления
застенчивости или неправильные действия
ребенка. В воспитании не применяются
строгие наказания или угроза наказанием
в ответ на неуверенность, неправильные
действия ребенка. Нельзя запугивать
чувствительных детей - им и так свойственна
боязливость, страх перед новым. Необходимо
учить их преодолевать чувство страха.
Если ребенок боится темноты, надо вместе
с ним войти в темную комнату и включить
свет. Затем ребенок сделает это один, а
взрослый будет где-то рядом. Полезно
провести это в игровой форме (например,
в игре "Разведчики"). Воспитывая
смелость, нужно учить малыша преодолевать
свой страх. Если он испугался ползущей
по земле гусеницы, возьмите ее в руки,
пусть он потрогает ее в ваших руках,
пусть возьмет в свои. Одобрите его
действие: "Ты молодец, не испугался,
ты смелый". Вы увидите радость
маленького человека, преодолевшего
свой страх, свою неуверенность. Чтобы
эта неуверенность исчезла совсем, он
должен почувствовать, что вы с пониманием,
чутко отнесетесь к нему и в том случае,
если он сделает что-то не так; что вы не
станете его ругать и говорить: "Вот
всегда у тебя так". Если по-доброму
относиться к ранимому ребенку, его
неудачам, то со временем, благодаря
терпеливости и доброжелательности
взрослого, его опережающей высокой
оценке смелости, самостоятельности
ребенка, у дошкольника появляется
уверенность в своих силах, он становится
общительным и доверчивым.
Информационный
листок для родителей:
«Кому
живётся легче: оптимисту или пессимисту?»
Любому
родителю хочется, чтобы всё у ребёнка
по жизни складывалось удачно. Но в жизни
бывают разные моменты: и светлые, и не
очень. Оградить ребенка от всех проблем
невозможно, да и не нужно. Будет лучше,
если вы научитеего относится к жизни позитивно, не
воспринимая ее как постоянную борьбу
на выживание. Оптимистическое видение
мира позволит намного легче справляться
с проблемами. Оптимисты легче идут по
жизни, смело смотрят в будущее, твердо
верят, что все еще будет. И вообще, если
верить ученым, оптимисты болеют реже и
живут дольше пессимистов.
Воспитывать
оптимизм нужно, как говорится, с пелёнок.
Ведь позитивное отношение к жизни
формируется еще в детстве. Во многом
это зависит от поведения самих родителей,
так как именно на них поначалу ориентируется
ребенок. Если мама или папа постоянно
жалуются на жизнь и видят все в черном
цвете, то и их малыш будет воспринимать
окружающий мир как нечто враждебное.
Поэтому,
прежде всего, настройтесь на позитивный
лад сами. Малыш особенно чутко чувствует
настроение мамы. Если она довольна,
весела и дружелюбна, то и ребенок будет
жизнерадостным. Но если мама хоть немного
нервничает, у малыша поднимается уровень
тревожности. В общем-то, это нормально
и так должно быть. Ребенок должен
привыкать к реальности, поэтому ограждать
его от всех трудностей тоже не стоит.
Гораздо важнее воспитать в нем такую
жизненную стойкость, с которой ему всё
в жизни будет по плечу. Он должен научиться
относиться к временным трудностям с
некоторой долей <пофигизма> .
Все
время ищите поводы для радости. Как
можно чаще устраивайте малышу сюрпризы
и праздники. Ожидание маленького чуда
всегда способствует хорошему настроению.
Не
бойтесь мечтать вместе с ребенком.
Стройте планы на ближайшее и отдаленное
будущее. Уверенность в завтрашнем дне
сделает малыша более спокойным, исчезнет
неуверенность и страх перед будущим.
В
разговоре с ребенком лучше избегать
слов <всегда> и <никогда>. Они
слишком категоричны и носят пессимистическую
окраску. Гораздо уместнее слово <иногда>
.
Сформулируйте
жизненный девиз. Например, <Все
получится!>, <Все будет хорошо!>,
<Выход есть всегда!>. Усвоенные с
детства слова дадут ребенку положительную
жизненную установку.
Обязательно
развивайте в малыше уверенность в себе
и надежду на лучшее. Любую проблему
можно решить, главное - не унывать.
Научите его не бояться собственных
ошибок. Помните, что не ошибается тот,
кто ничего не делает. Всё будет хорошо,
если ошибку воспринимать как жизненный
урок и сделать правильные выводы.
Покажите
ребенку, что этот мир удивителен и
прекрасен. Он предоставляет массу
возможностей для каждого человека,
стоит только захотеть и приложить
немного усилий. Научите ребенка
пользоваться этим, ставить перед собой
цели и идти к ним, не обращая внимания
на трудности.
Не
забывайте про юмор. Он помогает преодолеть
многие детские страхи. Ведь смешное уже
не может казаться страшным. Поэтому
больше смейтесь, шутите, и всячески
поощряйте в этом ребенка. Приучите его
на любую сложную ситуацию смотреть
иронично. И вообще, чаще улыбайтесь,
только делайте это искренне, дети очень
хорошо чувствуют фальшь. И обязательно
радуйтесь каждой улыбке малыша. Ведь
улыбка - это залог позитивного отношения
к жизни. Удачи!
Сообщение
для родителей:
«Самоуважение,
как его воспитывать».
Высокий
уровень самоуважения - очень ценная
черта характера ребёнка. Уверенность
в своих силах помогает ему справиться
с трудностями роста. Самоуважение
рождается из признания собственных
достоинств. Если ребёнок делает что-то
хорошо, он чувствует удовлетворение.
Когда он часто добивается успеха, у него
появляется вера в свои способности.
Ребёнок хочет научиться всему тому, что
умеют другие дети и взрослые. Он стремится
постичь все новые и более трудные виды
деятельности.
Ребёнку,
которому не хватает чувства уверенности
в себе, нужно дать возможность проявить
свои способности. Каждый ребёнок что-то
умеет делать хорошо. Вопрос в том, что
именно.
Родители
должны задуматься: "Что даётся ребёнку
легче всего?" Понаблюдайте за ребёнком.
Посмотрите, чем он любит заниматься,
какие виды предпочитает. Скорее всего
он будет выбирать такие дела, которые
ему удаются.
Взрослые
должны так организовать жизнь детей,
чтобы они могли подтверждать и развивать
свой успех. Очень важно поддерживать
энтузиазм детей.
Иногда
родителям следует пересмотреть свои
взгляды на то, какие занятия подходят
мальчикам, а какие девочкам. Мальчик
может предпочесть танцы, а девочка -
каратэ. Главное, чтобы родители проявили
понимание. Интересы детей часто меняются,
но чувство того, что родители их понимают,
останется на всю жизнь.
Есть
и другие способы развить успехи детей.
Пусть ребёнок выполняет какие-нибудь
несложные поручения. Ребёнок может,
например, расставить тарелки на столе,
подмести в кухне после обеда. Ребёнок
бывает очень доволен, когда нарисованный
им рисунок вешают на стену или холодильник.
Важно,
чтобы ребёнок успешно справлялся с
новыми видами деятельности. Успех в
данном случае определяется не столько
конечным результатом, сколько стремлением
ребёнка научиться чему-то новому.
Разделите
задание для ребёнка на серию маленьких
заданий. Когда он выполнит первое,
переходите ко второму, третьему и т. д.
Хвалите его по ходу дела. Не торопите
ребёнка и не спешите что-нибудь сами за
него сделать. Этим вы заставите его
почувствовать себя некомпетентным.
Затраченное вами время и усилия окупятся
сторицею - ребёнок будет уважать себя.
Проводите
как можно больше времени с ребёнком. Он
поймёт, что его ценят. Он чувствует свою
значимость, когда родители откладывают
ради него разные важные "взрослые"
дела. Прислушивайтесь к мнению ребёнка.
Девочка почувствует себя счастливой,
если мама спросит, какое блюдо приготовить
на обед или какое платье надеть в гости.
Для ребёнка это чудесное переживание
- когда взрослые воспринимают его
серьёзно.
Похвала
- основа формирования самоуважения. Это
признание достоинств ребёнка. Ребёнок
нуждается в том, чтобы его похвалили.
Наиболее
полезна конкретная похвала. Лучше
сказать ребёнку, который едет на
велосипеде: "Ты молодец, что остановился
на углу", чем просто констатировать:
"Ты молодец". Вы подчеркнёте
желательное поведение, и ребёнок поймёт,
как он должен себя вести, а не только
порадуется, что он просто "молодец",
и не будет знать почему.
Подумайте,
прежде, чем похвалить сына или дочь. Не
очень удачный комплимент типа:"Ты
намного щедрее, чем твой брат". Ребёнка
нужно хвалить за хороший поступок
("Молодец, ты поделился печеньем"),
а не за то, что он лучше брата.
Нужно
научить ребёнка самому признавать
собственные достижения, иначе он
останется зависимым от мнения других.
Добивайтесь, чтобы ребёнок мог оценить
собственные умения. Что он умеет делать
хорошо? Как он это делает? Если ребёнок
приносит из детского сада рисунок, пусть
расскажет, почему он ему нравится. Если
построил из кубиков дом, спросите, как
он сумел их составить.
Ребёнок
должен стремиться утвердить свой
авторитет. Дайте ему возможность
"просвещать" других детей.
Консультация
для родителей:
«Воспитание
успешного человека». |
|
Как
стимулировать активность ребенка?
Как малыша воспитать инициативным?
От
некоторых родителей можно услышать,
что их дети каждый день часами смотрят
телевизор, никогда не заглядывают в
книгу и часто не знают, чем себя занять.
Однако есть и такие дети, у которых не
хватает времени на то, чтобы воплотить
в жизнь все свои задумки. Откуда у них
такая тяга к активным действиям? Дети,
умеющие ставить цели и достигать
успеха, часто получают первоначальный
опыт от общения с родителями. Важно
вовремя поддержать их в этом стремлении.
Как это сделать?
- Давайте детям
возможность выбора. Вначале он может
быть самым простым - какую игрушку
взять с собой в детский сад, съесть на
завтрак манную кашу или овсянку, какой
мультфильм посмотреть и т. д. Со временем
самостоятельный выбор будет касаться
более важных сторон жизни. Например,
увлечений или выбора в пользу того
или другого учебного заведения.
-У
каждого ребенка есть тяга к разным
видам деятельности. Никто лучше
родителей не сможет определить, чем
по-настоящему интересуется их ребенок.
Даже при очень ограниченном домашнем
бюджете поощряйте стремление детей
к какой-то деятельности, спорту или
другим увлечениям.
- Помогайте
ребенку открывать мир, его разнообразные
и удивительные возможности. Так легче
будет определить его индивидуальные
наклонности и способности. Не выдавайте
свои интересы и цели за цели и интересы
ребенка. Даже если вы считаете, что у
ребенка есть соответствующие таланты.
Предоставьте ему право выбора - пока
не сформируется устойчивый интерес
к какой-то деятельности.
- Давайте
детям возможность добиваться успеха.
Для этого нужно, чтобы у них были
соответствующие возрасту настольные
игры, задания и занятия. Обязательно
хвалите усилия ребенка и признавайте
его успехи. Пусть он слышит, как вы с
одобрением отзываетесь о нем другим
взрослым.
- Воспитывайте независимость,
поощряя ребенка или подростка выражать
свои взгляды. Если он знает, что с его
мнением считаются, это будет лучшим
стимулом к самостоятельным поступкам.
И наоборот, безразличие окружающих к
его взглядам гасит инициативу.
-Приучайте
детей самих принимать решения. Доверяйте
им и не заставляйте делать так, как
вам хочется, как будет правильно. При
этом покажите, как делать разумный
выбор, доверяйте их здравому смыслу.
Не вмешивайтесь, как бы ни хотелось
направить ребенка или предупредить
его ошибки. Конечно, если его действия
законны и не опасны для собственной
жизни и здоровья, а также безопасны
для жизни и здоровья окружающих.
-Родители
могут сделать успешную карьеру и
достичь материального благополучия.
Но это не значит, что сын или дочь будет
автоматически стремиться к тому же.
Естественно желание дать детям то,
чего не было у нас. Однако то, что просто
достается, может вызвать у них и
обратную реакцию.
- Не допускайте
пассивности, поощряйте активную
деятельность. Не бросайтесь решать
за него проблему, когда слышите "мне
скучно". Не предлагайте занять время
просмотром фильма или телепередачей.
В этих случаях дети привыкают к
пассивному времяпровождению. Учите
детей интересно проводить время в
занятиях, требующих воображения и
активности. Показывайте пример
собственной активности во всем - и в
работе, и в проведении досуга.
Качества
свойственны предприимчивому ребенку.
-
Он активен и инициативен в игре,
общении, учебе, увлечениях, работе;
если не во всех, то в нескольких из
этих видов деятельности.
- Проигрыш
и неудача не заставляют его тут же
отступать и не ввергают в уныние; он
приложит все усилия к достижению цели,
но при этом трезво будет оценивать
свои возможности.
-
Его отличают практичность и реалистичность
в выборе занятий, увлечений и друзей.
-
Такой ребенок интересуется коммерцией
и торговлей, семейным бюджетом, умеет
толково распорядиться своими карманными
средствами.
- Ему свойствен
аналитический склад ума в сочетании
с развитой интуицией; способен добраться
до сути проблемы и решить ее.
-
Проявляет творческий подход в достижении
своих целей; умеет из ничего извлечь
пользу и выгоду для себя.
-Энергичность,
напористость и откровенность сочетаются
в предприимчивом ребенке с умением
гибко приспосабливаться к окружающим
обстоятельствам и людям.
-Предприимчивые
дети способны учиться на собственных
ошибках.
Попробуйте взглянуть
на своего ребенка как бы со стороны и
определить, какие качества предприимчивого
человека у него уже имеются, а какие
следовало бы потренировать. При этом
стоит помнить, что нашим детям приходится
получать образование, строить свою
жизнь и карьеру в других условиях, чем
нам. Значит, могут понадобиться и
совсем новые качества для достижения
успеха. |
Клуб
семьи. Делова игра:
«Домашние
обязанности детей. Без напоминания и с
удовольствием».
|
|
Как
часто нам приходится напоминать
детям об их обязанностях: "Убери
игрушки", "Помой посуду!",
"Вынеси мусор!" Мы говорим,
убеждаем, потом срываемся на крик
и, в конце концов, приходим к выводу,
что проще сделать самому, чем
тратить столько сил на убеждения,
уговоры, попреки. Как сделать так,
чтобы ребенок точно знал, что ему
предстоит сегодня сделать по дому,
и: делал это самостоятельно, без
напоминаний, даже с удовольствием?
Для этого нужно выстроит определённую
систему, продумав цели,
процесс и вознаграждение за
результат. И,
конечно же, набраться терпения,
чтобы запустить этот механизм,
сделав его работающим как часы.
Сначала
поговорим о целях. Что
именно мы хотим получить от внедрения
системы домашних обязанностей в
наш обиход? Мы хотим, чтобы: дети
помогали маме по дому; дети
знали, где находятся их вещи; дети
считали свои обязанности вкладом
в семью; дети выполняли их
самостоятельно; родители не
тратили силы на уговоры; дети
перестали себя чувствовать гостями
в собственном доме, а родителей
добрыми волшебниками, исполняющими
любую их прихоть; родители
вздохнули свободнее.
При
этом необходимо четко представить
себе:Что получаем мы - родители, -
предлагая детям взять на себя ряд
обязанностей, Что получают от
нового образа жизни дети, И что, в
конце концов, приобретает семья,
то есть мы все - дети и родители.
Выделяем главное. Это одна или две
цели, ради которых действительно
стоит все это затевать и настойчиво
из дня в день в течение месяца
повторять детям, что именно эти
дела теперь входят в их ежедневные
обязанности.
Пусть в вашем
списке главных целей
присутствует воспитательный момент.
Например, вы не просто хотите, чтобы
дети имели ряд обязанностей, которые
будут облегчать вам уход за домом,
но и формируете у них привычки на
будущее: находить время на дела
по дому; помнить о том, что ты
живешь не в замкнутом пространстве,
а с близкими людьми, которые не
обязаны тебя обслуживать;
заботиться о других…
Теперь
приступаем к воплощению плана в
жизнь.Нам предстоит окинуть пристальным
взглядом весь дом, заглянув даже
в самые темные и труднодоступные
места, и написать ВСЕ дела, которые
необходимо делать для того, чтобы
поддерживать дом в чистом и уютном
виде. Не разделяйте сразу домашние
дела на обязанности для сына, для
дочки и для мужа. Не забегайте
вперед. Сначала распишите все, что
видите: выбить маленький коврик,
что вечно пылится у двери; полить
цветы на кухне; разобрать сумку
с продуктами, выставив их на кухонный
стол; выставить обувь, разбросанную
по прихожей;
складывать вечно
разбегающиеся по дому ручки и
карандаши в одно место; следить
за тем, чтобы пульт от телевизора
не покидал прикроватную
тумбочку.
Секрет составления
такого списка в том, что вы будете
четко видеть, что вы делаете по
дому, что нужно сделать и что делать
так не хочется, но необходимо.
Распределение
обязанностей.Садимся
все вместе. Или собираем семейный
совет по этому поводу. Вы берете
слово и объясняете горячо любимым
людям, что с этого момента вы хотите
пересмотреть те дела, которые
делаются по дому. Вы уже не готовы
тащить все на себе или тратить
огромное количество жизненных сил
на убеждение и мотивацию. Поэтому
решили сделать "ход конем" -
показать, что именно нужно делать
по дому. Как правило, дети и мужья
мало представляют себе, насколько
много мелких и больших, серьезных
и не очень дел нужно сделать, чтобы
содержать дом в порядке. Поэтому
берите список в руки и демонстрируйте.
Вот сколько! После этого предложите
выбрать те обязанности, которые
они будут делать, и делать С
УДОВОЛЬСТВИЕМ. Теперь у них есть
обязанности. И у них есть - именно
сейчас - великолепная возможность
выбрать дело по душе.
При
выборе обязанностей стоит
отталкиваться от темперамента,
ежедневных обязанностей вне дома,
хобби и т.д. Если сын любит порядок
- таких детей немного, но они есть,
- предложите ему следить за обеденным
столом, на котором должны стоять
салфетки, солонка, зубочистки и
т.д., зато мусора - вечных крошек и
грязной посуды - быть не должно.
Пусть он сгребает все лишнее в
раковину. Даже если она на первых
порах будет выглядеть кладбищем
грязной посуды, вы все равно
выиграете. Потому что вам уже не
придется "вылизывать" стол.
Вам останется только посуда, а она
у вас и так есть. Если, конечно, ее
мытье не выберет кто-то из
домашних. Если ребенку нравится
вытирать пыль, предложите вытирать
окна или подоконники. Причем важен
небольшой объем работы, результат
которой будет виден сразу. И не
просто вытирать, а следить за тем,
чтобы они всегда были чистыми.
Важно,
чтобы у ребенка сформировалась
привычка не столько к деятельности,
сколько к получению результата. А
также к ответственности - наверное,
самому важному навыку и пониманию,
который предстоит постичь ребенку.
Пусть чистый подоконник, за который
будет отвечать он, станет для него
маленьким шагом на пути к приобретению
этого ценного навыка. Пусть дети
участвуют в процессе выбора
обязанностей. Это игра, а не
принудиловка. Если вам кажется,
что для самого маленького члена
семьи обязанностей не находится,
что он слишком мал, чтобы взяться
даже за самое простое, разбейте
несколько дел на маленькие части.
Даже если малыш будет отвечать за
то, чтобы вымытая посуда была
расставлена по местам, для него
это уже будет важным участием в
общем процессе. Помните, что,
распределяя домашние обязанности,
вы делаете подарок не только себе,
но и своим близким.
Теперь
снова берите ручку и расписывайте
- если дети могут писать, пусть это
делают самостоятельно, - кому и
какие обязанности теперь нужно
будет выполнять. Пунктов не должно
быть много - где-то 4-6. Когда они
будут выполняться с легкостью и
постоянством, можно будет предложить
выбрать еще по одному небольшому
заданию. Не нагружайте сразу. Дайте
почувствовать удовольствие от
процесса и результата.
Не
стоит думать, что ребенок сразу
возьмет и сделает то, что вы ему
поручили. Скорее всего, это не
произойдет. Поэтому пройдите с ним
первый раз каждую обязанность с
начала и до конца. Нужно вытереть
пыль с подоконника? Покажите, где
лежит тряпочка и где она будет его
ждать с этих пор, покажите, что ее
нужно намочить, выжать, вытереть
пыль, потом снова промыть, выжать
и только тогда работа будет
закончена. Ребенок имеет право
знать, как делать правильно и как
убирать за собой инструменты после
работы. С мамой стоит делать и
по той простой причине, что именно
она знает, где что лежит и как должно
выглядеть в идеале убранное
место. Обязательно хвалите,
награждайте своим вниманием,
отмечайте, насколько это важно
лично для вас, как много времени и
сил помогают экономить дела, которые
дети взяли на себя. Особенно на
начальном этапе! "Спасибо"
или любая другая благодарность,
похвала имеет великую силу. Но
тогда, когда звучит к месту и ко
времени. Когда вы показываете, что
на самом деле оценили помощь, что
она заметна глазу. Что есть результат,
который очень всем нужен. Процесс
пошел!
Приготовьтесь
к тому, что первые две недели вам
понадобится напоминать ребенку о
том, что именно эти обязательства
он на себя взял. Не пропускайте ни
одного дня. Следите больше не за
ребенком, а за собой. Ваша задача
- помочь ему создать привычку, как
чистить зубы по утрам или заправлять
постель.
Вашим девизом должно
стать "Сначала обязанности по
дому, а потом все остальное!".
Пусть дети приучаются, что игры
следуют после необходимых по дому
дел. Больше как вознаграждение за
труд, который может позволить себе
любой человек.
Семья - это
общий дом. А не место, в котором
родители выполняют роль обслуживающего
персонала. Не лишним будет
периодически проводить семейные
опросы. Вам нужно знать наверняка,
что думают по поводу ваших
преобразований домочадцы. Не
дожидайтесь пока ситуация станет
взрывоопасной и дети взбунтуются
и потребуют "прекратить это
издевательство". Спрашивайте:
устраивает ли их то, что сейчас
происходит, как они к этому относятся.
Ведь вы создаете эту систему не
только для себя, но и для всей семьи.
Вы не командир отряда, приказы
которого не обсуждаются. Вы - мудрый
руководитель. Ваш метод - мотивация,
а не муштра. Поэтому вашей второй
натурой должна стать гибкость и
мудрость.
Через
две недели вы заметите, что намеченные
обязанности выполняются детьми
довольно исправно. Но есть дела,
которые ни в какую не хотят "делаться"
Причем, вы будете видеть, что дети
стараются, они хотят и готовы это
сделать, но у них постоянно находится
повод увильнуть от выполнения этих
дел.
Это значит, что вам нужно
пересмотреть некоторые обязанности.
Разбейте их на части. Например,
уборка стола в детской должна
состоять из нескольких операций.
Скажем, таких: распределение деталей
конструктора по коробочкам, книги,
расставленные по местам, канцелярские
принадлежности имеют право занять
свое место в специальной подставке,
вытирание стола и наведение
окончательного глянца. Каждую
операцию можно разбить по дням.
Вы
можете купить или сделать сами
множество разноцветных коробочек,
на которых будет написано, что
именно является их содержимым.
Ребенку будет просто и интересно
складывать в них свои вещи.
Есть
и еще способ. Платить деньги - или
назначать бонусы, записывать
звездочки, баллы - за самые трудные,
на взгляд детей, работы.
Помните,
что, создавая систему и отслеживая
на первых порах ее работу, вы
выстраиваете фундамент из умений,
которые пригодятся вашему ребенку
во взрослой жизни. И эта конструкция
должна быть не только прочной, но
и очень гибкой. Не стоит требовать
выполнения одних и тех же обязанностей.
Они могут варьироваться, меняться,
обретать игровую форму, чтобы не
набить оскомину своим однообразием.
К тому же вы сможете провести
ребенка через все этапы ведения
домашнего хозяйства, чтобы, став
взрослым, он однажды не опустил
руки.
Нет и не может быть ленивых
детей. Есть родители, которым
недосуг превратить
воспитательный
процесс в увлекательную и полезную
игру. |
|
|
скачать dle 10.6фильмы бесплатно
|